Архитектурный облик Киева трудно представить без зданий Вячеслава Городецкого, творившего на рубеже XIX-XX веков.
Городецкий родился в польской семье в небольшем селе Винницкой области.
С серебрянной медаль закончил Петербургскую академию искусств. Более 30 лет жил в Киеве.
В 1920 г. эмигрировал в Польшу. В 1928 г. по приглашению американской железнодорожной компании переехал в Тегеран, где постороил железнодорожный вокзал и еще несколько зданий. В возрасте 66 лет умер, похоронен в Тегеране.
В Киеве Городецкий был совладельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона. Даже внутренняя отделка зданий была из бетона. И это единственное, что объединяет столь разноплановые по стилю здания.
Успех архитектора Городецкого на равных разделил скульптор Элиа Сала, выполнивший наружную и внутреннюю декоративную отделку всех зданий.
Из наиболее известных:
Городской музей древностей и искусств, 1899 г.

В этом году не была рядом, в прошлом - здание было в удручающем состоянии.
Костел Св. Николая на Большой Васильковской ул., 1909 г.

Костел используется как зал органной музыки, но и службы в нем проходят.
(На фото вблизи он не помещается, поэтому чужое)
Караимская кенасса, 1902 г.

Длительное время в здании находился Дом актера. Иудейской общие предоставлялось для проведения празднования Пурима.
По последним сведениям Дом актера оттуда выселен, использование - не известно.
И, пожалуй, самое известное здание - Дом с химерами - особняк самого Городецкого.
Вокруг дома существует множество легенд.
О начале строительства существует две:
- архитектор построил дом в память о своей утонувшей дочери, что обусловило обилие "морского" декора снаружи и внутри здания. Но дочь была жива-здорова и, согласитесь, было бы безумием видеть ежедневно напоминание о трагедии, если бы она имела место.
- Городецкий заключил пари с коллегами, утверждавшими, что на таком обрыве строить невозможно. Если пари было действительно заключено, то он его выиграл.
Для прочности здание поставили на набивные сваи (по тем временам это была революционная технология), с ул. Банковой оно имело 3 этажа, со стороны театра – 6. Запланированный как доходный (хозяин жил на первом этаже), дом включал ледовую комнату, отделение для экипажей, роскошные залы с каминами, спальни, отдельную лестницу для слуг и даже коровник – архитектор считал нужным поить постояльцев свежим молоком. Чудовищ, облепивших фасад и крышу, нарисовал сам Владислав Городецкий, затем их отлили из бетона в известной мастерской скульпторов Саля. Внутри дом украсили многочисленные охотничьи трофеи.
Закончив строительство и насладившись заслуженным триумфом, Городецкий отправляется в Африку – на сафари. Охота на львов, крокодилов и газелей – развлечение, не дешевое и в наши дни, а во времена Городецкого несколько месяцев на другом континенте стоили целое состояние. Неудивительно, что, возвратившись в Киев, он закладывает имущество. Вынужденный под давлением кредиторов расстаться с любимым домом, архитектор покидает его, пожелав новым владельцам всяческих неприятностей. (не здесь ли кроются неприятности для руководителей Украины? )
Дом переходил из рук в руки, сейчас находится в ведении администрации Президента Украины.

На первом этаже размещались две конюшни, две комнаты для кучеров, общая прачечная и две квартиры — двух- и трёхкомнатная. Каждая из двух квартир состоит из прихожей, кухни, ванной комнаты и кладовой. На этажах, расположенных выше первого, располагалось по одной квартире.
На втором этаже квартира состояла из шести жилых комнат, вестибюля, кухни, буфета, трёх комнат для прислуги, одной ванной комнаты, двух туалетов и двух кладовых.
На третьем и шестом этаже располагались квартиры из восьми жилых комнат, в них имелись прихожая, кухня, прачечная, две комнаты для прислуги, ванная комната и два туалета. Квартира на третьем этаже располагалась несколько ниже уровня главного входа со стороны Банковской улицы.
Лучшая квартира, с тринадцатью комнатами, на четвёртом этаже (на первом со стороны Банковой улицы), принадлежала самому Городецкому. Она состояла из кабинета, гостиной, малой гостиной, столовой, будуара, спальни, детской, комнаты для гувернантки, запасной комнаты, прихожей, трёх комнат для прислуги, посудомоечной, коридора, кухни, ванной, двух туалетов и двух кладовых. Такая же квартира находилась этажом выше.
Помимо квартир, конюшни, прачечной и кладовых, в доме были винные погреба и коровник, Городецкий хотел каждый день поить своих жильцов свежим молоком. Расположение коровника было подобрано таким образом, чтобы запах не доставлял жильцам неудобств.

Русалки, дельфины и лягушки на крыше здания, гигантский светильник в лестничном проеме, изображающий огромного сома в стеблях лотоса, лепнина на потолке в виде спрута, тонущие корабли, рога и черепа - плод фантазии большого оригинала.










Городецкий больше нигде не повторил такой интерьер: ни лестничные балясины в форме лап орла, ни потолок, украшенный ананасами, ни холл в образе морского царства с огромным спрутом и перламутровыми ракушками. Этот спрут до сих пор изумляет исследователей – даже хрупкие на первый взгляд ракушки выполнены из бетона, который впоследствии покрыт перламутром.









Еще одна легенда, связанная с домом - надо загадать желание и найти на фасаде крокодила, тогда оно исполнится.
Крокодила я нашла, а желание не исполнилось. Хотя, возможно, потому, что я загадывала его не для себя, а для других людей.