(Информация о актерах дана на момент выхода трилогии)
Питер Джексон: "Снимать фильм было очень весело. А до того, как мы приступили к съемкам, я очень нервничал. Это была мучительная пара лет, невероятно напряженное время. Я так переживал, что у меня началось обострение язвенной болезни, и это было ужасно. Но с другой стороны, пока я валялся по больницам, художники, костюмеры и многие другие специалисты получили дополнительные шесть недель времени, чтобы все доделать. Я думаю, очень много людей были в восторге от того, что я временно выбыл из строя, и не могли поверить в такую удачу… Да, было трудно, но как только мы начали, все пошло фантастически. Я очень надеюсь, что вся та радость и отличное настроение, в котором мы пребывали, занимаясь своей работой, отразились и в фильме. Я верю, что вы увидите это на экране".
"… мысль о работе с командой из 13-и гномов повергала меня в ужас, и я думал, что лучше уж кто-нибудь другой снимет фильм, а я с интересом посмотрю на результат. Самое смешное, что теперь, когда мы имеем то, что имеем, факт, что в нашем фильме есть 13 гномов, доставляет мне большую радость. На самом деле я сделал разворот на 180 градусов. Я словно бы подумал: "Вау, фильм крут из-за героев, этих чудных гномов". Каждому из них мы придали индивидуальность, свои "примочки". Бильбо – душа истории, а гномы – ее сердце. Теперь я люблю этих парней. Я вообще-то очень доволен чем все это обернулось".
Бильбо Беггинс.
Мартин Джон Кристофер Фриман (8.09.1971 г.) – британский актер.
Мартин — младший из пяти детей. Фриман закончил среднюю римско-католическую школу в городе Чертси в Суррее, после чего учился в Центральной школе сценической речи и драматического искусства в Лондоне.
Был занят в 18 телепроектах, 14 театральных постановках и нескольких радиоспектаклях.
В 2011 г. получил БАФТу за роль второго плана в «Шерлоке» ВВС.
У Мартина и актрисы Аманды Эббингтон есть сын Джо и дочь Грэйс.
Первоначально на роль Бильбо рассматривались Дэниэл Рэдклифф, Шайа ЛаБаф, Джеймс МакЭвой, Эррин Аркин и Тоби Магуайр. Тем не менее Питер Джексон заявил, что он всегда видел в этой роли только Мартина Фримана.
График съемок «Хоббита» был подстроен под его работу над «Шерлоком» таким образом, чтобы в его отсутствие работать с другими членами труппы или заниматься монтажом.
Мартин: «Бильбо, пожалуй, никогда не удавалось пообщаться с гномами до того, как они оказались перед его дверью. Он знал, что они существуют, и, я думаю, даже восхищался ими – на расстоянии. Когда он открывает дверь и видит Двалина, то не знает, куда смотреть и как себя вести. Он, несомненно, слегка напуган. Но к моменту появления Торина, он уже сыт этими проклятыми гномами по горло! Впрочем, на него, несомненно, влияет харизма Торина и то, с каким уважением к нему относятся, как к предводителю. Бильбо реагирует на это.
Он знает, что Торин изрядно сомневается в целесообразности его участия. По мере развития истории мы видим, как эти двое постоянно задевают друг друга. Бильбо шаг за шагом завоевывает уважение Торина и в то же время постоянно попадается тому под горячую руку. Это классический пример того, как большой (по их меркам) сильный мужчина учится чему-то у того, кто слабее. На самом деле, наши отношения с Ричардом такие же. Только в реальной жизни я – Торин.»
Гэндальф
Иэн Мюррэй МакКеллен (Ian Murray McKellen) (25.05.1939 г.) – британский актер.
Учился в школе Болтон для мальчиков. Увлечение театром возникло очень рано – в три года. Актерская карьера началась в театре Bolton Little Theatre, покровителем которого он сейчас является.
В 1960-70 гг сыграл практически во всех пьесах шекспировского репертуара.
В 1993 г. впервые появился в телефильме «Затянувшаяся музыка», в 1996 г. получил «Золотой глобус» за роль Николая II в фильме «Распутин».
В роли Гэндальфа снимался в трилогии «Властелин колец».
В его фильмографии - 89 фильмов.
В 1990 году Иэну МакКеллену было присуждено звание рыцаря.
Ричард о Йене:
«Удивительно, как Иен работает: в каждом дубле он находит какой-то новый нюанс, причем ты не можешь понять, что он делает иначе – у него просто что-то проскальзывает во взгляде. Меня это очень вдохновляло. В первый день он сделал одну вещь, которую я никогда не забывал (тут дело в статусе, в том, чему каждый актер учится в актерской школе, но никогда не использует на практике, потому что это означает, что нужно быть бескорыстным, а Иен – очень бескорыстный актер)… Когда я вошел в двери Бэг-Энда, Гэндальф, этот монументальный персонаж, склонил голову передо мной — в знак почтения перед Торином Дубощитом, легендарным воином. И я помню, как подумал: «Боже, он дает мне мой статус» — и с тех пор я считал, что если Гэндальф дал мне мой статус, то и все остальные тоже должны. Таким образом больше не нужно самому играть свой собственный фальшивый вес, значимость: их дают тебе другие, и он это отлично понимал. И он заботится обо всех, кто с ним в одной сцене, абсолютно обо всех. Так что я почитаю это за честь, что работал с ним!»
Балин
Кеннет Кэмпбелл (Кен) Стотт (19.10. 1954 г.) – шотландский актер.
Начинал работать в Королевской Шекспировской компании, но из-за низких гонораров вынужден был подрабатывать продавцом.
Снимался в 51 фильме в различных ролях.
Кен: «Я прочел Хоббита в том возрасте, в котором и положено читать эту книгу. Я не читал Властелина колец. Мой отец — преподаватель английского языка, сказал мне, что я уже прочел Хоббита и этого достаточно. И после того я могу переходить к Достоевскому.»
Кен Стотт известен как человек, который не будет все безропотно сносить — однажды он остановил спектакль «Вид с моста», чтобы вышвырнуть шумную группу школьников из театра.
Балин прошел через много битв и войн, и ко времени похода к Эребору он был «старым-престарым гномом с белой бородой». Среди 13 гномов Балин был вторым по старшинству после Торина, поэтому в его отсутствие он брал на себя командование отрядом гномов.
Кен о Балине: «Он мудр, для гнома. Не знаю, насколько мудрым может быть гном, но он мудр. Но гномам свойственно ошибаться. Гномы могут совершать неверные поступки. И Балин также совершает неправильные поступки. Он очень уважаем среди гномов. И беспокоится об успехе всего путешествия. Балину не доставляет удовольствие убивать. Он слишком много повидал в прошлом. Поэтому сомневается в успехе предприятия».
« Джексон сделал Веллингтон воплощенным домом Средиземья и быть частью этого просто прекрасно. Я не сомневаюсь, что фильм получится столь же великолепным и увлекательным, как Властелин колец, может быть, с большей долей юмора. Мы как грязная дюжина. Грязная чертова дюжина.»
Двалин
Грэм МакТавиш (4.01. 1961 г.) – шотландский актер.
Сыграл различные роли в 59 фильмах. Озвучивал героев популярных компьютерных игр.
Грэм: «Я знал, что потребуется демонстрация физической подготовки, поэтому второй звонок, который я сделал после того, как узнал, что получил роль, был моему личному тренеру. Я три месяца потратил на то, чтобы привести себя в надлежащую форму, и продолжил занятия в Новой Зеландии в рамках трюковой подготовки и индивидуального режима. Я сосредоточился на интенсивных кардиотренировках. Я поддерживал высокое сердцебиение и выполнял динамичные упражнения, далеко не все из которых заключались в поднятии тяжестей. Мне нужно было подтянуть выносливость, гибкость и устойчивость к травмам. К счастью, кроме растяжения колена, которое я заработал во время пробежки по Южному острову, съемки для меня прошли без неприятностей».
Ричард: «… Двалин – друг, помощник и товарищ в бою, равный во всем»
Грэм: «Филиппа и Фрэн помогли мне начать работу над этим необычным героем. Мы все вместе – с Питером тоже – поговорили о том, как он относится к окружающим. Мы пришли к выводу, что Двалин – опытный воин, который видел предостаточно, и это влияет на его отношение. Он не раскрывает рот, если на это нет достаточной причины. Он ценит верность, чувство долга и честность, четко знает, кого считать друзьями, а кого нет».
«На то, каким у нас стал Двалин, оказали влияние его внешность и физическое состояние. Крупный татуированный гном со скрещенными топорами за спиной и шрамами на лице – такой не будет прятаться от боя. С Торином они дружны с детства, не раз сражались бок о бок, и всегда в первых рядах.»
«К разным гномам в отряде Двалин относится по-разному. С некоторыми он хорошо знаком, другие – особенно, Ори, Нори, Дори, Бофур, Бифур и Бомбур, – еще не прошли проверки; их стоит держать на расстоянии вытянутой руки, пока они не заслужат доверия. Двалин питает теплые чувства к Ори. Он восхищается тем, что гном настолько предан их делу, что отправился в поход вопреки воле семьи. В битвах он прикрывает юного товарища и приглядывает за ним на протяжении путешествия. Думаю, Двалин восхищается самым юным и слабым участником отряда, который, тем не менее, готов рискнуть своей жизнью. Все это стало результатом долгих обсуждений с другими актерами, Питером, Фрэн и Филиппой.»
Марк Хадлоу: «… Грэхам привнес в образ Двалина силу и безграничную верность Торину. Его вера в лидера заражает всех участников отряда. Когда эти два актера вместе – просто невозможно отвести взгляд. Это невероятно».
Фили
Дин О'Горман (1.12. 1976 г.) – новозеландский актер, художник, фотограф.
Родился в Окленде. Отец – Ланс – художник-пейзажист. Есть брат Бретт – актер-комик.
Планировал заниматься графическим дизайном. Но в 1995 г. началась его актерская карьера в фильме «Bonjour Tim».
Позже были различные роли в 35 фильмах.
В 2012 г. в Веллингтоне состоялась его фотовыставка. Тема работ - война во Вьетнаме. Чтобы точно отобразить события, Дин консультировался с ветеранами. Моделями для фото послужили члены сьемочной группы «Хоббита».
Ричард: «Фили и Кили – ближайшие родственники Торина. Кили – младший из сыновей его сестры Дис. Старший, Фили, унаследует престол в случае гибели дяди. У Торина нет собственной семьи, так что Фили и Кили ему как сыновья. Торин строг с Фили и опекает Кили. Он понимает их надежды, амбиции, их молодость. Для него это очень сильная мотивация – обрести то, что он сможет оставить им в наследство.»
Дин: «Гномы мелкие. Мы практически милашки, если называть вещи своими именами. Но очень интересно наблюдать, как, несмотря на размеры, нас воспринимают серьезно и считают опасными. Когда камера снимает крупные планы, легко забыть, что мы небольшого роста, но на общих планах или в сравнении с людьми и эльфами существует риск, что мы будем выглядеть смешно. Мне очень любопытно посмотреть, как зрители будут реагировать на гномов.»
«С одной стороны, мы забавные мелкие ребята. С другой – мы выигрывали войны и вообще весьма опасные парни. Во время обучения бою нас тренировали быть агрессивными и наносить размашистые широкие удары. Мы как питбули – маленькие, но хваткие. Любому имеет смысл сначала задуматься – а стоит ли с нами связываться.»
Кили
Эйдан Тернер (19 июня 1983 г.) – ирландский актер.
В 2004 году окончил школу актёрского мастерства The Gaiety School of Acting в Дублине.
Наибольшую популярность получил за роль Данте Габриэль Россетти в «Отчаянных романтиках» и вампира Митчелла в «Быть человеком». Всего было сыграно ролей в 11 фильмах.
Эйдан: «Быть гномом в Средиземье трудно. Это изматывает. Они фактически четыре месяца были в пути – за ними гнались, их ловили. С каждым новым событием зрителю впору подумать: «О боже, что же с ними еще случится?» За ними охотятся, их хватают. И всякий раз им не рады».
Ричард Тейлор, управляющий подразделением дизайна и спецэффектов Weta Works:
« …Эйдан присоединился к нам во плоти за несколько недель до съемок. И мы сразу поняли, что Питер, Фрэн и Филиппа нашли прекрасного актера, который у всех нас моментально стал ассоциироваться с Кили. Он очаровательный и приятный в общении человек, с ним просто замечательно работать.»
Эми Хаббард, директор по подбору актеров в Великобритании :
«Бедняжка Эйдан столько раз приходил на прослушивание в Лондоне, что создатели фильма просто влюбились в него. Он подходил на такое количество ролей, что главный вопрос заключался в том, какую же выбрать. Эйдан бесстрашен. Он всегда настолько преисполнен уверенности, что у Питера не осталось сомнений – грандиозный масштаб этих фильмов его не испугает. Неважно, сколько раз актеры говорят мне, что не волнуются перед прослушиванием с Питером. Стоит им пробыть вместе пару секунд и становится заметно – на них давит то, что они находятся рядом с живой легендой. Но для Питера не годится, если вы видите в нем в первую очередь именно это, а не режиссера, рядом с которым придется работать, засучив рукава. Так что смелые актеры, вроде Эйдана, просто необходимы.»