«…Этот человек оскорбил мои лучшие чувства. Он развернул передо мною сюжет, который мне показался достойным использования. В нем чувствовалось дыхание жизни и в тоже время была та искусственная атмосфера, которая, при умелой обработке, пользуется широким спросом. А под конец оказалось, что это просто-напросто коммерческая пилюля, обсыпанная сахарной пудрой беллетристики.[…]
Все авторы, без единого исключения, которое могло бы пролить бальзам на мою душу, только и делали, что в живой и увлекательной форме прославляли ту или иную марку автомобиля, как видно, служившую запальной свечой для их творческого вдохновения.
И, отшвырнув последний журнал, я решился.
- Если читатели способны в таком количестве поглощать модели автомобилей, - сказал я себе, - им ничего не стоит проглотить таблетку Чудодейственного Антибронхиального Чучулина Тэйта.»
О’Генри «Среди текста»
Пять маленьких слов заставили меня бросить эту книгу «… дизайнерская куртка-пуховик…» и «… ботинки Prada…». Я слышал о подобных произведениях раньше, но никогда не имел несчастья их читать.
(Из отзыва на Женеву)
Все авторы, без единого исключения, которое могло бы пролить бальзам на мою душу, только и делали, что в живой и увлекательной форме прославляли ту или иную марку автомобиля, как видно, служившую запальной свечой для их творческого вдохновения.
И, отшвырнув последний журнал, я решился.
- Если читатели способны в таком количестве поглощать модели автомобилей, - сказал я себе, - им ничего не стоит проглотить таблетку Чудодейственного Антибронхиального Чучулина Тэйта.»
О’Генри «Среди текста»
Пять маленьких слов заставили меня бросить эту книгу «… дизайнерская куртка-пуховик…» и «… ботинки Prada…». Я слышал о подобных произведениях раньше, но никогда не имел несчастья их читать.
(Из отзыва на Женеву)
Начиная знакомство с новым романом РА не ожидала, что и в нем будут бесконечные упоминания фирм обуви, одежды и прочих тоблеронов.
Увы, во первых строках появились converse и понеслось…
Умеренный, грамотно вписанный в канву фильма или сериала продакт-плейсмент еще может послужить средством донесения какой-то мысли до зрителя, но вот в романе – вопрос спорный, неужели у Рибока так плохи дела, что они вкладывают деньги в рекламу в подобном произведении?
Основное впечатление от романа – очень рваное повествование. И дело не во временных скачках. Оно похоже на записки подростка, сделанные по совету психотерапевта, а не взрослого мужчины с высоты его жизненного опыта и какой-то житейской мудрости.
Никто из героев не вызывает сочувствия, симпатии, сопереживания, разве что кроме Пателя, которого сделали козлом отпущения.
Один из главных героев Бенджамин Нот. Что же не так с этим характером, ведь в него РА вложил свою детскую мечту стать архитектором?
Если бы Ричард не конкретизировал или тщательнее подобрал кандидата на прототип своего героя, вопросов бы не возникло. Но он явно намекает на шотландского архитектора Тони Кеттла и архитектурное бюро RMJM (Robert Matthew Johnson Marshal) и конкретный проект – Лахта-центр в Санкт-Петербурге.
А вот здесь уже хочется сказать: «Не верю!».
Бен образца 2024 года – знаменитый архитектор, директор международного архитектурного бюро, автор знаменитых спиральных небоскребов (намек и на башню Эволиции в Москве).
Но 30 лет назад мы видим Бена в очень плачевном состоянии. Его мать умерла, у отца рак, денег нет ни на хоспис, ни на сиделку, ни на оплату продуктов. Юноша сам ухаживает за отцом (у окружающих, в школе, у социальных служб даже вопроса не возникает, а как он справляется?). После окончания школы его берут на работу в какую-то местную мастерскую. Откуда деньги на учебу (7 лет), жилье, «расходные материалы» - как минимум, приличный ноутбук?
А дальше с арифметикой совсем плохо. 1994 + 8 = 2002 (допустим, что год он все-таки работал в мастерской). Башню Эволюции проектировали в 2008, Лахта-центр в 2011. Т.е. за 6 лет Бен стал и выдающимся архитектором, и владельцем бюро, которое смогло потянуть такие грандиозные проекты?
Норман Фостер нервно курит в сторонке. Он-то свой знаменитый лондонский небоскреб Мэри-Экс смог построить аж через 40 лет после окончания своего архитектурного образования.
Ну и злые русские, которые прессуют Бена из-за строительства здесь совсем ни при чем. Проект дорабатывался с 2011 года уже российскими архитекторами. Но у РА почему-то претензии к Бену предъявляют русские, но документацию из стокгольмского офиса изымает ФБР!?
Еще больше вопросов вызывает, что же привело знаменитого архитектора в родное захолустье?
И уж совсем нелепо выглядит история со съемками фильма. Как мог руководитель бюро разрешить съемки в фильме своим детям без контракта? Как человек, помешанный на безопасности, мог впустить в дом посторонних людей, которые роются в вещах, подключаются к домашней сети, получая тем самым доступ ко всем гаджетам? И как он вообще мог жениться на безмозглой курице Дэнни, которой лапши на уши навешали киношники, а она распорядилась чужими детьми?
Но это внешние проявления характеров, сдобренные рибоками, киорами, айфонами и пр. Автор не потрудился описать мысли, мечты, желания своих героев. Как Бен мог стать супер-архитектором, если нет ни малейшего намека на то, что умеет рисовать, что ему это занятие нравится?
А теперь о Марке/Максе. В финале автор говорит:
«Вы видите, что где-то очень глубоко внутри его страх перед Беном Ноттом был порожден своего рода навязчивой идеей, запутанной историей любви, борьбой с хулиганом, который завладел его сердцем с самого первого дня в школе.»
РА сказал, что его, как и Марка с 4 лет дразнили и обзывали лицом нетрадиционной ориентации. Но он не описал чувства Марка к Бену. То, что Бен принес сухие штаны малышу Марку уж никак не могло послужить сексуальному влечению в 5-летнем возрасте. Все поведение Марка вполне укладывается в обычное желание мальчика влиться в компанию более старших ребят. Причем Марк очень прилипчив, что и делает его объектом насмешек и травли. Думаю, что и гейство малыша Марка, как и гейство взрослого Ричарда придумано для того, чтобы быть в тренде или чтобы оправдать какие-то творческие неудачи.
Еще странно, что Марк каждый день таскал виолончель туда-сюда. И еще более странно, что отец Марка никак не реагировал на порчу ценного музыкального инструмента. То, что сыночка избивали, так и фиг с ним, заживет, а вот виолончель денег стоит.
И еще я очень сомневаюсь, что под дождем в темную ночь с высоты 5-этажного дома можно было что-то разглядеть и, тем более, снять на видео творящееся в машине на другом берегу реки…
Финал истории вообще обескураживает. РА говорит, что написал историю не о мести, а о искуплении. И кто же что здесь искупил-то? Марк тем, что всего лишь извинился перед Пателем, которому исковеркали жизнь ни за что потому лишь, что маленький мерзавец не решился дать показания и рассказать обо всём, что видел?
Впечатление, что анонсированные сцены из детства самого автора служат рекламой белых кроссовок Рибок.
PS: Не знаю, что было в голове Кобена, когда он говорил Ричарду, что худший из видов писательства – это вообще не писать. Но вряд ли этот роман вышел бы в свет, если бы автором был не Ричард.