HelgaPetson
«Я думаю, что «Север и Юг» входит в число великих исторических фильмов»
Р. Армитидж
Р. Армитидж
Оригинальное название: North and South
Сценарий: по роману Элизабет Гаскелл, Сэнди Уэлш.
Дата выхода в эфир: 14 ноября - 5 декабря 2004 г. на BBC One

Съемки продолжалось в течение 12 недель с апреля по июль 2004 года.
Мини-сериал, события которого происходят в 1850-х годах, на фоне английской индустриальной революции, является многослойной историей, поднимающей проблему классовых различий и другие социальные вопросы.
Фильм является экранизацией классического романа Элизабет Гаскелл, впервые увидевшего свет в 1854 году, когда он по частям публиковался в "Домашнем чтении", литературном журнале Чарльза Диккенса. В 1855 году роман вышел отдельной книгой и наделал немало шуму. Как рассказывает писательница Патриция Ингрэм в предисловии к современному изданию, сам Диккенс предложил изменить название "Маргарет Хейл" на "Север и юг".
Эта экранизация - не первая. В 1975 году ВВС сняла 4-серийную постановку. С его картонными интерьерами, сериал не запомнился и не стал классикой.
Сэнди Уэлш: "Я впервые прочитала «Север и Юг» уже в подростковом возрасте, немного позже, чем другие мои «любимые» викторианские романы, но я перечитывала его довольно часто с большим удовольствием. Филиппа Джайлз, исполнительный продюсер, мой большой друг и соавтор многих моих экранизаций, напомнила мне однажды об этом романе, и, как это часто случается, сыграла роль «адвоката дьявола», усомнившись, возможно ли его поставить. Я сказала, да, конечно, можно, и к концу разговора умудрилась еще раз обговорить мое участие в постановке"
В ролях:
Маргарет Хейл - Даниела Денби-Эш
Даниела Дэнби-Эш пробовалась на роль Фанни Торнтон. Но продюсеры, которые не могли найти актрису на роль Маргарет Хейл, решили что Даниела идеально подойдет на роль Маргарет.
"Я пробовалась на другую роль, а в итоге получила роль главной героини. Я ничего не ждала от этих проб, потому что мой агент посоветовал не рассчитывать на многое. Я знала только, что они уже довольно долго разыскивают подходящую актрису. Я была очень, очень счастлива, когда они сказали, что выбрали меня - это самая большая моя роль".
Сэнди Уэлш, автор сценария: «В Даниеле есть прямота, необыкновенное обаяние и много энергии. Очень важно показать, что Маргарет - не назойливая чванливая южанка, но человек с живым и любознательным характером, который обязательно завоюет ваши симпатии. И у Даниелы, мне кажется, это получается".
"Как только я увидела Ричарда, я поняла, что он - Торнтон, - рассказывает Дэнби-Эш. - То, как он держит себя, немедленно обращает на себя внимание".
Джон Торнтон - Ричард Армитидж
Когда его агент сказал, что ВВС собирается экранизировать роман Э. Гаскелл «Север и юг», Ричард покорно купил книгу.
«С первых страниц я понял, что создан для этой роли. Но ассистент режиссера, отвечавший за подбор актеров, был другого мнения и не сообщал о результатах кинопроб в течение 6 недель".
Ричард был одним из первых актеров, прошедших пробы, и одним из последних, получивших роль.
"Я никак не мог выбросить эту роль из головы и продолжал читать книгу. Я подвергал себя пытке, размышляя о том, что роль мне не досталась. Возможно, это связано с историей моей семьи. Мои предки жили в тех же краях и работали в упомянутых в книге отраслях промышленности. Моя бабушка была ткачихой. Другие родственники были шахтерами. Я знаю эти места. И мне знаком типаж Джона Торнтона.»
"Я думал, что, наверное, моя кандидатура даже не рассматривается. Но потом они взяли меня, что было смелым решением.
Я - рискованная кандидатура, потому что я не очень известен. Это большая, уникальная роль, и крайне важно, чтобы двое главных героев были сыграны абсолютно правильно".
На тот момент Даниела Дэнби-Эш уже получила роль Маргарет, и именно их "моментальная химия" на прослушивании помогла Ричарду получить эту работу.
"Играть страсть в сценах с Даниелой было несложно, потому что она невероятно красива. Смотришь на ее лицо, и тут же хочешь поцеловать."
Не удивительно, что они с Даниелой до сих пор поддерживают связь, хотя Ричард и утверждает, что за кадром между ними не было романа.
"Я тогда подумал, что Даниела могла бы стать прекрасным другом. Мы провели вместе какое-то время, и отлично поладили".
Он провел всестороннее исследование о Торнтоне, интересовался работами Ф.Энгельса.
Он стремился изобразить Торнтона настолько достоверно, насколько возможно. "Мы нашли акцент, который не был современным городским акцентом, но и не деревенским. Это был старомодный, но промышленный акцент".
Ричард и Даниэла посвятили много времени исследованиям до начала съемок.
"Книга сама по себе написана очень выразительно, а в конце приложена библиография. Источники, которыми пользовалась Элизабет Гаскелл - это первое, что нужно прочитать.
Ткацкие станки мы снимали в работающем музее в Ланкашире, так что мы с Даниэлой ездили туда на экскурсию. Я думаю, это был важный момент - узнать об истоках индустрии, прежде чем браться за роль. И наше исследование продолжалось, когда мы уже снимали фильм".
Даниэла о Ричарде:" У нас были прекрасные отношения, мы сразу же нашли общий язык, и он действительно был великолепен в роли Торнтона. Мы прекрасно провели время на съемочной площадке – ведь съемки были такими продолжительными, и я уверена, мы просто достали всех вокруг нашими хиханьками да хаханьками, но мы делали это исключительно для того, чтобы поддержать друг друга, честное слово".
Ханна Торнтон - Шинед Кьюсак
Актриса не могла поверить, что ей предложили сыграть роль Ханны, матери Торнтона.
"Моим первым вопросом было: "Почему?" Я всегда представляла себя жизнерадостной ирландской женщиной. Я много пою, много смеюсь и ощущаю себя счастливой, - говорит она. - Никогда не считала себя суровой. Но, очевидно, директор по кастингу решил, что я подхожу на роль, так что теперь мне придется подумать о том, какое я создаю первое впечатление. Я уже играла северян, хотя и редко, и властных женщин тоже играла, но они не были похожи на Ханну.
На первой примерке я взглянула в зеркало и ужаснулась тому, что увидела - мрачная степенная женщина, с ног до головы в черном".
Ричард Хейл - Тимоти Пиготт-Смит
Тимоти Пиготт-Смит снимался в предыдущей экранизации "Севера и юга", снятой ВВС в 1975 году, где играл сына Ричарда, Фредерика.
"Телевидение тогда было совсем иным. Я помню, как забирался в поезд, сделанный в студии из картона, и шел рядом, когда он "отправлялся". Звучит, наверное, не так уж плохо, но современная аудитория на такое не купилась бы".
(Пиготт-Смит снимался в сериале Spooks (1 сезон), "Инспектор Линли")
Диксон - Полин Керк.
"Я сыграла ее очень прямолинейно. Это был запоминающийся момент в моей карьере, потому что роль отличалась от всего, что я играла раньше.
И мне понравилось играть эту роль. Качественные костюмные фильмы встречаются не так часто. Я стремлюсь сниматься в фильмах, которые понравились бы мне как зрителю. В этом весь секрет".
Мария Хейл - Лесли Менвилл
Николас Хиггинс - Брендан Койл
Фанни Торнтон - Джо Джойнер
У BBC были низкие ожидания от этого сериала, не были подготовлены даже DVD-диски (DVD были выпущены только 11 апреля 2005 года), он остался почти не замечен критиками. Однако, зрители были более восприимчивы, в первые часы после выхода первого эпизода в эфир в ноябре 2004 года, веб-сайт ВВС обрушился от огромного количества восторженных сообщений и был закрыт. После этого поклонницы Ричарда создали свой сайт «Армия Армитиджа».
«Север и ЮГ» был признан «Лучшей драмой» и в ежегодном опросе ВВС в 2004 году Ричард Армитидж был признан «Самая желанная звезда драмы» и «Лучшая мужская роль», Даниела Денби-Эш была признана "Лучшая женская роль" (Шинед Кьюсак вышла на третье) и три различных сцен были признаны «Любимые моменты», а финальная сцена выиграла первое место.
В 2005 г. фильм номинировался на БАФТу за лучший дизайн.
Музыка
Музыку к сериалу написал британский композитор Мартин Фиппс.
Он автор музыки к фильмам ВВС: «Королева-девственница», «Разум и чувства», «Доводы рассудка», «Оливер Твист», «Валландер», «Большие надежды», «Призрачная линия» и др.
За музыку в «Север и Юг» в 2005 г. он номинировался на премию Ivor Novello – музыкальная награда, учреждённая в 1955 году Британской академией композиторов и авторов и названная в честь одного из популярнейших британских шоуменов, авторов и композиторов первой половины ХХ века Айвора Новелло.
Диск с музыкой к фильму выпускался только 1 раз в 2005 г.
Костюмы
Дизайнер по костюмам в фильме – Майк О’Нилл.
В 1850-х в женском костюме наибольшее распространение получают лиф с баской(своеобразный прообраз современных жакетов),как самостоятельная часть костюма, отдельно от юбки. Двойной рукав-пагода: рукава и подрукавники. Рукава шились из основной ткани, для подрукавников использовались легкие ткани светлых тонов. Пышная юбка с несколькими поперечными воланами держалась на кринолине. Для его изготовления применялись уже тонкие металлические обручи, скрепленные между собой лентами для большей подвижности и гибкости этого сооружения.
В 50-х годах появляются женские пальто, как верхняя одежда, короткие и длинные. Становится модным путешествовать по железной дороге. В связи с этим возникает потребность в удобной одежде. В дорожных костюмах длину и ширину юбки можно было несколько уменьшить, драпируя ее с помощью нашитых с внутренней стороны лент с пуговичками. Костюм для улицы дополнялся перчатками из тонкой лайки светлых оттенков. Черные перчатки носили только с траурным костюмом. Обувь с небольшим каблуком, с квадратными носами. Повседневную обувь делали из кожи или прюнели, бальные туфельки - из цветной лайки, либо атласа.
Из головных уборов еще носили шляпки-капоры умеренных размеров с минимальным декором в виде лент и цветов или небольшие шляпы. В летнем варианте в моду вновь входят широкополые соломенные шляпы с лентами.
Цветовая гамма туалетов определялась назначением, сезоном и возрастом владелиц. Для повседневных и визитных костюмов выбирали зеленые, синие и коричневые цвета различных оттенков. Для бальных платьев все чаще используют не только однотонные ткани, но и ткани с различной яркой набивкой.
Даниела Денби-Эш о костюмах: "Мы превратили одевание в настоящее искусство. Корсет, нижние юбки, платье - все это я могу надеть за десять минут. А вот на прическу и грим уходит целый час".
В мужской моде произошли изменения в покрое фрака, его талия опустилась на положенное ей место и кроилась очень узкой. Пышный рукав у плеча демонстрировал, как бы между прочим, хорошо развитые плечи и широкую грудь, при этом кисти рук должны были быть изящными и тонкими. Одежды надлежало не только сшить по моде, но и носить так, чтобы показать все достоинства тканей и украшений. Например, рединготы, напоминавшие сюртуки, такие же длинные, с такой же высокой застежкой, носили с шалями светло-серого цвета из зефирного сукна и с шелковыми того же цвета пуговицами
Галстуки походили в ту пору на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком.
Носили цилиндры с широкими полями под названием «а ля Боливар», а модники, не питавшие к Боливару симпатии, носили шляпы с узкими полями «морильо», названные в честь политического противника Боливара.
«Костюмы по-настоящему важны. Майк (О’ Нил, костюмер) и его команда проделали поразительную работу, как и Элисон (Дейвид, стилист), они работали с волосами и внешностью персонажей. Когда надеваешь костюм перед съёмкой, а он для тебя всего лишь костюм, то создание твоего персонажа не получится, потому что важны детали. Мои костюмы были из очень тяжёлой ткани и в них были изъяны, например, заплата на колене. Всё это даёт костюму биографию, как это и происходило. Жёсткие накрахмаленные воротнички и галстук, очень удобные инструменты и их можно выводить из строя. Например, в какой-то сцене галстук в нужный момент развязался. Или такая вещь как часы, они очень старые, настоящее произведение ювелирного искусства. Я решил, что они принадлежат отцу Торнтона, поэтому он носит память об отце всегда при себе. В каком-то смысле костюм становится оболочкой, а не предметом одежды, поэтому он очень важен».
23.06.2021 в 20:53
*готовится отмахиваться от тапков*
Ричард в "СиЮ" невообразимо прекрасен, но сам фильм я на дух не переношу. И книгу не переношу. И Маргарет. Меня возмущает построенный Гаскелл вокруг нарочитой эмансипации и феминизма сюжет, пусть даже и облачённый в красивую романтическую историю. И главная героиня не так проста, как кажется. Оооочень непроста. Одно только "'You must give them to me,' she said, trying to take them out of his hand with gentle violence" чего стоит. Маргарет - тот тип леди, одновременно сочетающий в себе апломб, шантильность и аристократические замашки. Торнтон с ней не один пуд соли отведает. ИМХО
Только наш герой сначала потащил девушку на экскурсию по промышленным площадкам
Пусть девушка радуется, что Ричард играл промышленника, а не фермера, иначе бы потащил её на сельхозугодия и принялся учить, как стричь овец
23.06.2021 в 21:10